Прокуратурой Старокулаткинского района в деятельности образовательных организаций района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних.
Такие проверки инициировало происшествие в одной из московских школ, где девятиклассник из ружья застрелил своего учителя и полицейского.
Результаты проведенных в деятельности образовательных организаций района проверок свидетельствуют о том, что до настоящего времени надлежащие меры по укреплению законности в указанной сфере и принятию исчерпывающих мер по созданию условий для обеспечения безопасности обучающихся, педагогических и технических работников образовательных учреждений не приняты до настоящего времени.
В ходе проверки в деятельности администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» как учредителя данных образовательных организаций выявлены грубые нарушения закона, которые выразились в следующем.
Исходя из требований п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация предоставления общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях отнесена к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены в том числе создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, а также осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
В этой связи, принятие административно-хозяйственных и правовых мер в указанной сфере отнесено к компетенции учредителя образовательной организации. Наряду с этим, проверка и утверждение уставов образовательных организаций района также отнесена к исключительной компетенции администрации муниципального образования «Старокулаткинский район».
Вместе с тем, результаты проведенных проверок в образовательных учреждениях района показали, что учредителем надлежащие меры по нормативно-правовому сопровождению вопросов безопасности граждан в таких организациях не принимались.
В соответствии со ст.28 указанного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации;
При этом, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст.30 Федерального закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
В свою очередь, изучением Уставов образовательных организаций района установлено, что разработка и внедрение отдельных положений, ограничивающих использование предметов, не отнесённых к целям и условия образовательного процесса, положений по сопровождению конфликтных ситуаций в школах ни учредителем, ни администраций образовательных организаций не осуществлялось.
К их числу таких предметов бесспорно относятся и различные виды оружия.
Исходя из положений Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об оружии" (далее-Закон), под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (в том числе огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое).
При этом, законом регламентируется только ношение оружия, которое подпадает под разрешительную систему (требует разрешения на покупку, регистрацию и т. д.).
В свою очередь пневматическое оружие калибра не более 4.5 мм под ограничения разрешительной системы не подпадает. Соответственно, такое оружие можно покупать, носить и т.д. абсолютно свободно, поскольку не требуется получения каких-либо разрешений для покупки, владения, перевозки.Регистрация после покупки в каких-либо органах не требуется.Для холодного оружия в виде режущих, колющих и поражающих иным способом предметов также установлены метрологические параметры, в результате изменения которых невозможно их отнесение к таковым в соответствии с требованиями Закона (к примеру, уменьшение длины и ширины лезвия и т.д.)
В этой связи, неразработка отдельных локальных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере запрета использования таких предметов в образовательных организациях района, предусматривает возможность беспрепятственного их использования обучающимися.
Соответственно у должностных лиц образовательных организаций в случае обнаружения таких предметов у обучающихся, ввиду отсутствия соответствующих закреплённых положений в Уставах и иных локальных правовых актах не имеется полномочий по их изъятию в целях предотвращения фактов причинения вреда жизни или здоровью граждан.
На необходимость принятия предупредительных мер в указанной сфере, прокуратурой района Вам указывалось и ранее во внесенных представлениях об устранении нарушений закона. В частности, для исключения несанкционированного проноса в здания школ предметов, представляющих опасность, указывалось на необходимость установки стационарных металообнаружителей, кнопок экстренного вызова охранников или сотрудников полиции.
Вместе с тем, весь комплекс административно-правовых и экономических мер по исчерпанию пробела в данной сфере не принят до настоящего времени.
Допущенные нарушения законодательства свидетельствуют о безответственном отношении к выполнению своих должностных обязанностей как стороны руководителей образовательных организаций, так и должностных лиц структурных подразделений администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», ответственных по данному направлению работы.
По результатам проверки применены акты прокурорского реагирования.
Заместитель прокурора района Абитов Ф.Ф.
|