Проведенной прокуратурой Старокулаткинского района проверкой исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в деятельности МО МВД России «Павловский» (в части касающейся Старокулаткинского района) были выявлены грубые нарушения закона, которые выразились в следующем.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подразделения по делам несовершеннолетних районных отделов внутренних дел, отделов внутренних дел муниципальных образований, среди прочих поставленных задач проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении: несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4 - 14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.
При этом, порядок проведения профилактической работы с указанной категорией лиц установлен Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России № 569 от 26.05.2000.
Между тем, проведенная проверка показала, что требования Федерального закона и Инструкции, сотрудниками МО МВД России «Павловский» при организации работы на данном участке деятельности грубо игнорируются.
Так, согласно п.33 Инструкции, разрешение о постановке на учет дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем. Указанными руководителями не реже одного раза в полугодие изучаются учетно-профилактические карточки, учетно-профилактические дела на лиц, состоящих на учете. По результатам изучения даются письменные указания, направленные на повышение эффективности профилактики правонарушений.
Изучением учетно-профилактических карточек (далее-УПК) несовершеннолетних Богданова И.Н., Латыпова Р.Р., Юнусова Р.Р., Саитова А.К., Невмятуллина А.А., Биктимировой Ю.В., Рамазанова Р.Р. установлено, что указанные лица были поставлены на учет на основании рапорта инспектора ПДН.
Изучением УПК этих несовершеннолетних установлено, что заместителем руководителя органа они проверялись в 1 квартале текущего года.
Однако по результатам изучения были внесены лишь записи о том, что УПК необходимо привести в соответствие с Инструкцией. Такие записи во все УПК произведены Тюревым А.П. от 30.03.2014. При этом, во 2 квартале текущего года в целях контроля УПК вообще не проверялись.
Изучение материалов УПК в отношении данных несовершеннолетних показало, что указания руководства и требования Инструкции инспектором ПДН были фактически проигнорированы.
В соответствии с п.36.1, при заведении учетно-профилактической карточки, учетно-профилактического дела должностные лица ПДН, проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъясняют им основания постановки на учет и снятия с учета.
Вместе с тем, изучением УПК всех указанных несовершеннолетних установлено, что при постановке на профилактический учет указанных несовершеннолетними с последними в присутствии родителей были проведены профилактические беседы. В то же время порядок и основания постановки на учет и снятия с учета им не разъяснялись. Нередки случаи когда, в материалах УПК объяснения самих несовершеннолетних отбираются спустя длительное время.
Во всех УПК несовершеннолетних отсутствуют характеристики за текущий период года, сведения с ИЦ УВД о привлечении несовершеннолетнего к административной либо к уголовной ответственности.
В целом, профилактическая работа, которая должна проводится с несовершеннолетними, носит эпизодический характер, в УПК вносятся лишь формальные записи о проведенных беседах с несовершеннолетними и их родителями, посещениях их по месту жительства.
В нарушение п.40 Инструкции, согласно которым к учетно-профилактическим карточкам и делам прилагаются листы связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния, такие листы в ряде случаев носят лишь формальный характер. Поскольку содержащиеся в проверенных карточках и делах сведения указываются 1-2 человека, при этом степень влияния на поведение подростка указанных лиц не выясняется. Данные нарушения были выявлены в УПК несовершеннолетних Невмятуллина А.А., Биктимировой Ю.В., Латыпова Р.Р., Юнусова Р.Р..
В нарушение п.40 Инструкции приобщенные характеристики с места учебы, жительства несовершеннолетнего носят эпизодический характер. Большинство из характеристик в карточках приобщены лишь в момент постановки на учет несовершеннолетних. Характеристики с мест работы несовершеннолетних не приобщаются в учетно-профилактические карточки вовсе. Подобные нарушения были во всех УПК, исследованных в ходе проверки.
В нарушение п.40 Инструкции, прим.2.5 Приложения 7, п.8 Приложения 9 к Инструкции, согласно которым к УПК несовершеннолетнего приобщаются листы ежемесячных проверок по информационно-справочные учетам о совершении несовершеннолетними административных правонарушений, такие листы отсутствуют. Сведения с ИЦ УВД запрашиваются в лучшем случае 1-2 раза в год.
Во многих случаях, в нарушение положений Инструкции в 4 УПК отсутствуют акты обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего в текущем периоде.
Планы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, требующих индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего, не содержались ни в одной учетно-профилактической карточке несовершеннолетнего.
В материалах, прилагаемых к учетно-профилактическим карточкам, имеются рапорты участковых уполномоченных полиции, которые также носят формальный характер. Сведения о проведенной профилактической работе ничем документально не подтверждены. В листах учета профилактических мероприятий сведения о проведенной участковыми или оперативными уполномоченными фактически не содержатся. Имеющиеся в УПК рапорты участковых не отражают реальное поведение несовершеннолетних в быту, на учебе и на работе, поскольку составляются лишь по результатам прокурорских проверок в ПДН. В 3 случаях рапорты участковых уполномоченных полиции и сотрудника оперативного подразделения не содержали подписей этих должностных лиц.
Изложенное свидетельствует о том, что индивидуально-профилактическая работа в ПДН МО МВД России «Павловский» в части касающейся Старокулаткинского района ведется на крайне низком профессиональном уровне, личность подростков, их родителей или иных законных представителей фактически не исследуется, что грубо нарушает положения п.49 Инструкции, согласно которой должностные лица ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания, которые должны устанавливаться в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, иными лицами, посещения несовершеннолетнего по месту его жительства, изучения характеризующих материалов.
Проводимые формальные индивидуально-профилактические мероприятия неадекватны и совершенно неэффективны. К работе по индивидуальной профилактике правонарушений совершенно не привлекаются общественные объединения и религиозные организации, которые могли бы оказать положительное влияние на отдельных подростков, состоящих на учете в ПДН.
Таким образом, фактически не выполняются требования, указанные в п. 50 Инструкции, согласно которым должностные лица ПДН в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним должны выяснять образ жизни, связи и намерения несовершеннолетнего, разъяснять ему последствия совершения им противоправных действий, выявлять и в пределах своей компетенции принимать меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений и привлекать к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий, привлекать к работе лиц, способных оказать положительное влияние на несовершеннолетнего, решать во взаимодействии с иными органами вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего.
Выявленные в ходе настоящей проверки нарушения закона свидетельствуют и о том, что руководство отдела либо не контролирует работу подчиненных ему сотрудников, либо попустительствует им, чем и вызвана сложившаяся формальная и неэффективная практика проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в районе, а инспектор ПДН в нарушение положений ст.21 Федерального Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», не осуществляет возложенные на него обязанности по проведению индивидуальной профилактической работе в отношении несовершеннолетних, указанных в подп.4-14 п.1 ст.5 указанного Федерального закона, выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, а также родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.
По факту нарушений внесено представление об устранении нарушений закона.
Заместитель прокурора района Абитов Ф.Ф.
|