Прокуратура Старокулаткинского района выражает серьезную обеспокоенность полнотой и эффективностью профилактических мер, принимаемых в отношении семей состоящих на профилактическом учете.
Проведенная в связи с этим проверка в деятельности Управления министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району показала, что организация работы по исполнению возложенных законом задач не всегда отвечает предъявляемым требованиям.
Так, семья Ибрагимовой Гульшат Меллибаевны, 28.10.1978 года рождения, проживающей в с. Новый Мостяк Старокулаткинского района ранее 25.08.2010 поставлена на профилактический учет в качестве семьи находящейся в социально-опасном положении.
Изучением плана индивидуальной программой комплексной реабилитации семьи Ибрагимовой Г.М., утвержденной постановлением от 19.09.2013 установлено, что перечень запланированных мероприятий в целях исправления ситуации в семье последней носит лишь формальный характер. Аналогичными мероприятиями, проведение которых было запланировано в течении всего 2013 года, положительной динамики в указанной семье, находящейся в социально-опасном положении достигнуто не было.
Изучением личного дела установлено, что такого плана на 2014 год в отношении семьи Ибрагимовой Г.М. вообще не имеется.
О низком уровне профилактической работы с указанной семьей свидетельствует и тот факт, что на комиссии по делам несовершеннолетних систематически продолжают рассматриваться административные протоколы по ст.5.35 КоАП РФ как в отношении самой Ибрагимовой Г.М., так и в отношении мужа последней - Ибрагимова Р.И.
28.04.2014 проведено комиссионное обследование семьи Ибрагимовой Г.М., в ходе которого выявлены условия, ставящие под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей Алмаза и Азалии.
Однако работа членов комиссии была сведена лишь к констатации этого факта в акте обследования и проведению очередной профилактической беседы о вреде распития алкоголя.
На момент проведения комиссией обследования семьи и сам Ибрагимов Р.И. находился в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, в результате бездействия со стороны обоих родителей несовершеннолетних детей допущено грубое нарушение их прав, предусмотренное ст.63 Семейного кодекса РФ, согласно которому родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Вместе с тем, за анализируемый период должностными лицами Управления действенные меры, направленные на защиту прав указанных несовершеннолетних приняты не были.
Поскольку в отношении Ибрагимовой Г.М. был составлен лишь протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, который рассмотрен на заседании комиссии, такая неполнота принимаемых мер укрепило у последней чувство безнаказанности.
Реального заслона нарушениям прав детей в семье Ибрагимовой Г.М. со стороны должностных лиц Управления обеспечено не было.
Провалена профилактическая работа и в отношении Хамидулиной А.Д., 1969 года рождения.
На протяжении 4 квартала 2013 года, и двух кварталов 2014 года в актах обследования от 04.12.2013 и 26.03.2014 должностными лицами указывается тот факт, что несовершеннолетний ребенок не устроен в дошкольное образовательное учреждение по мотивам родителей о нехватке средств для оплаты детского садика.
Основными мероприятиями в плане работы с указанной семьей включены лишь пункты по контролю за состоянием семьи, а также содействие в трудоустройстве Хамидулиной А.Д.
Вместе с тем с момента постановки ее на учет в марте 2013 года такая работа проделана не была.
В результате, работа должностных лиц с данной семьей в текущем году была сведена лишь к составлению акта обследования от 26.03.2014, в которой по-прежнему установлен факт непосещения ребенком дошкольного образовательного учреждения и ненадлежащего ухода за ребенком со стороны самой Хамидулиной А.Д.
Аналогичным образом провалена работа с Осиповой Т.С., 1979 года рождения, поставленной на учет 19.04.2013, с Башировой Г.М., 1970 г.р., поставленной на учет 13.11.2013, с Даниловой А.Ф., 1991 года рождения, поставленной на учет 05.02.2014.
Следует отметить, что в отношении Башировой Г.М. и Даниловой А.Ф. какая-либо работа в текущем квартале вообще не велась, поскольку в деле Башировой Г.М. кроме акта обследования от 17.12.2013 вообще не содержалось никаких документов о проделанной с семье работе, а в деле Даниловой А.Ф. был единственный акт проверки от 21.02.2014.
Иные документы, подтверждающие выполнение мероприятий плана в отношении указанных семей личные дела не содержали.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются в том числе: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий в отношении них.
Согласно требованиям ст.5 указанного Федерального закона, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
А в соответствии со ст. 12 Федерального закона, органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции: осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
Вместе с тем, результаты настоящей проверки свидетельствуют об игнорировании указанных требований закона должностными лицами Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району
По факту нарушений внесено представление об устранении нарушений закона.
Заместитель прокурора района Абитов Ф.Ф.
|