Прокуратурой Старокулаткинского района проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» (далее- Комиссия).
Проверка показала, что работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также семейного неблагополучия не отвечает предъявляемым требованиям действующего законодательства.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района осуществляют координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основании Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999.
Однако в деятельности в комиссии по-прежнему имеются существенные недостатки в организации работы и нарушения требований законодательства, регулирующего деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части непринятия исчерпывающих мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению подрастающего поколения, обмену информацией между субъектами профилактики.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Согласно ст.11 Федерального закона, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; осуществление мер, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, семья Ибрагимовой Гульшат Меллибаевны, 28.10.1978 года рождения, проживающей в с. Новый Мостяк Старокулаткинского района ранее 25.08.2010 поставлена на профилактический учет в качестве семьи находящейся в социально-опасном положении.
Изучением плана индивидуальной программой комплексной реабилитации семьи Ибрагимовой Г.М., утвержденной постановлением от 19.09.2013 установлено, что перечень запланированных мероприятий в целях исправления ситуации в семье последней носит лишь формальный характер. Аналогичными мероприятиями, проведение которых было запланировано в течении всего 2013 года, положительной динамики в указанной семье, находящейся в социально-опасном положении достигнуто не было.
Изучением личного дела установлено, что такого плана на 2014 год в отношении семьи Ибрагимовой Г.М. вообще не имеется.
О низком уровне профилактической работы с указанной семьей свидетельствует и тот факт, что на комиссии по делам несовершеннолетних систематически продолжают рассматриваться административные протоколы по ст.5.35 КоАП РФ как в отношении самой Ибрагимовой Г.М., так и в отношении мужа последней - Ибрагимова Р.И.
28.04.2014 проведено комиссионное обследование семьи Ибрагимовой Г.М., в ходе которого выявлены условия, ставящие под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей Алмаза и Азалии.
Однако работа членов комиссии была сведена лишь к констатации этого факта в акте обследования и проведению очередной профилактической беседы о вреде распития алкоголя.
На момент проведения комиссией обследования семьи и сам Ибрагимов Р.И. находился в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, в результате бездействия со стороны обоих родителей несовершеннолетних детей допущено грубое нарушение их прав, предусмотренное ст.63 Семейного кодекса РФ, согласно которому родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Вместе с тем, за анализируемый период действенные меры, направленные на защиту прав указанных несовершеннолетних приняты не были.
Поскольку в отношении Ибрагимовой Г.М. был составлен лишь протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, который рассмотрен на заседании комиссии, такая неполнота принимаемых мер укрепило у последней чувство безнаказанности.
Реального заслона нарушениям прав детей в семье Ибрагимовой Г.М. со стороны должностных лиц Управления обеспечено не было.
Провалена профилактическая работа и в отношении Хамидулиной А.Д., 1969 года рождения.
На протяжении 4 квартала 2013 года, и двух кварталов 2014 года в актах обследования от 04.12.2013 и 26.03.2014 должностными лицами указывается тот факт, что несовершеннолетний ребенок не устроен в дошкольное образовательное учреждение по мотивам родителей о нехватке средств для оплаты детского садика.
Основными мероприятиями в плане работы с указанной семьей включены лишь пункты по контролю за состоянием семьи, а также содействие в трудоустройстве Хамидулиной А.Д.
Вместе с тем с момента постановки ее на учет в марте 2013 года такая работа проделана не была.
В результате, работа должностных лиц с данной семьей в текущем году была сведена лишь к составлению акта обследования от 26.03.2014, в которой по-прежнему установлен факт непосещения ребенком дошкольного образовательного учреждения и ненадлежащего ухода за ребенком со стороны самой Хамидулиной А.Д.
Аналогичным образом провалена работа с Осиповой Т.С., 1979 года рождения, поставленной на учет 19.04.2013, с Башировой Г.М., 1970 г.р., поставленной на учет 13.11.2013, с Даниловой А.Ф., 1991 года рождения, поставленной на учет 05.02.2014.
Следует отметить, что в отношении Башировой Г.М. и Даниловой А.Ф. какая-либо работа в текущем квартале вообще не велась, поскольку в деле Башировой Г.М. кроме акта обследования от 17.12.2013 вообще не содержалось никаких документов о проделанной с семье работе, а в деле Даниловой А.Ф. был единственный акт проверки от 21.02.2014.
За исследуемый период комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Старокулаткинский район» недостаточно уделено внимания и вопросам координации деятельности служб и органов системы профилактики.
Об отсутствии единой системы профилактики в районе свидетельствует и результаты рассмотрения вопросов выполнения индивидуальных программ комплексной реабилитации семей, на которой рассматриваются итоги работы по данному направлению.
Как следует из постановления, в отношении семьи Муллякаевой Р.Р. предпринятые меры оказались безрезультатными, поскольку отрицательное влияние оказывают родственники, склонные к злоупотреблению спиртными напитками.
Семья Муллякаевой Р.Р. вновь поставлена на учёт в связи с рождением четвёртого ребёнка Муллякаева Д.А.
При изучении проблемы указанной семьи комиссией не была дана оценка работе каждого из органов системы профилактики в отдельности в разрезе достигнутых результатов, что позволило бы выявить пробелы в работе каждого из органов для принятия профилактических мер.
В настоящее время на учёте состоит свыше 20 семей, находящихся в социально опасном положении, в них воспитывается 35 детей.
13 семей состоят на учёте более года, в связи с чем индивидуальные программы реабилитации этих семей требуют пересмотра, поскольку положительные результаты достигнуты не были.
Таким образом, располагая полномочиями и возможностями, представленными федеральным законодательством, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не смогла создать единую систему профилактики Старокулаткинского района в целях выполнения задач, возложенные на них Федеральным законом «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
По факту нарушений внесено представление об устранении нарушений закона.
Заместитель прокурора района Абитов Ф.Ф.
|