Прокурорской проверкой установлено, что решение Совета депутатов МО Зеленовское сельское поселение от 08.10.2013 №2/2 «О земельном налоге на 2014 год» не в полной мере соответствуют требованиям действующего налогового законодательства и содержит коррупциогенные факторы.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) часть 3 статьи 389 Налогового кодекса РФ, согласно которой земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признавались объектами налогообложения, с 01.01.2013 утратила силу.
Этим же Федеральным законом в статью 394 Налогового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым налоговые ставки в отношении обозначенной выше категории земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента от их кадастровой стоимости.
Пунктом «в» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, закреплено, что выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), является коррупциогенным фактором.
Между тем, в нарушение указанных норм, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, принятым Решением объектами налогообложения не признаны и налоговые ставки в отношении земельных участков названной категории не установлены. Данный пробел в нормативном регулировании указывает о возможности выборочного изменения органом местного самоуправления прав граждан и организаций по собственному усмотрению и исключает возможность начисления и уплаты земельного налога.
Более того, не установив в Решении специальной нормой налоговую ставку для земельных участков, ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, последние автоматически подпадают под категорию занятых под производственными объектами, для которых пунктом 1.4 Решения налоговая ставка установлена в размере 0,8% от их кадастровой стоимости.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговая ставка для данной категории земельных участков не может превышать 0,3 процентов от их кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 3 статьи 57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Согласно части 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В абзаце 2 части 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ указано, что срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ, то есть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В нарушение указанных требований закона, срок уплаты земельного налога юридическими и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, пунктом 2 Решения установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, поскольку указанный день определен Решением как последний день уплаты земельного налога.
Срок уплаты авансовых платежей, установленный пунктом 3 Решения является неопределенным, что противоречит требованиям части 3 статьи 57 НК РФ, согласно которым срок уплаты должен быть определен календарной датой или истечением периода времени.
Пунктом «а» части 3 вышеуказанной Методики проведения антикоррупционной экспертизы установлено, что отсутствие или неопределенность сроков, как широта дискреционных полномочий, является коррупциогенным фактором.
В этой связи указанный нормативно-правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Прокуратурой района принесен протест.
Прокурор района З.Ш. Хабибуллин
|